_________________

المغرب
_________________

ВОСТОК-ЗАПАД: ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
(Крестовые походы глазами арабов и европейцев)

_________________

المشرق
_________________
ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ | ОБ АВТОРАХ | НОВОСТИ САЙТА | ГОСТЕВАЯ КНИГА

.: ЗАПАД :.

Рассылка Subscribe.Ru
Новости сайта

OZON.ru - "Завоевание Константинополя"

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО XIII ВЕКА

ПРЕДИСЛОВИЕ   ФРАНЦИЯ   АЛЬПЫ   ВЕНЕЦИЯ   ЗАДАР
КОНСТАНТИНОПОЛЬ   ЛАТИНСКАЯ ИМПЕРИЯ


Венеция

Венеция и остров Лидо      Главной достопримечательностью Венеции, привлёкшей внимание Виллардуэна, был не дворец и не собор и не окрестный пейзаж, а прежде всего уникальная личность, каковой являлся дож Венеции Энрико Дандоло, который, по мнению автора хроники, "был человеком весьма мудрым и доблестным"1. Несмотря на чрезвычайно преклонный возраст (по сведениям ряда средневековых хронистов, ему ко времени четвёртого крестового похода было более 90 лет) и почти полную слепоту, этот старец являл чудеса мудрости и воли, которым могли позавидовать молодые. На протяжении своей хроники Виллардуэн не раз изображает венецианского дожа в самых лестных и почтительных тонах.
     Что касается самой Венеции, то первое, о чём пишет Виллардуэн, это дворец, в котором наш дож проживал. Сначала автор говорит, что этот дворец "был весьма богат и прекрасен", а потом не без сожаления упоминает о неимоверном количестве "прекрасной золотой и серебряной утвари", снесённой рыцарями в этот дворец, чтобы уплатить за переправу2. Следует сказать, что дворец, который видели Виллардуэн и его спутники был мало похож на тот, что высится ныне на Пьяца Сан Марко. Нынешний дворец является одной из наиболее выдающихся готических построек Европы. Старый же дворец был деревянным, с несколькими сторожевыми башнями и подъёмными мостами. В дальнейшем он неоднократно перестраивался, и последние его элементы исчезли в начале XV в.
     Гораздо лучше с исторической точки зрения обстоит дело с "красивейшей из всех, какие только есть на свете" церковью Св. Марка3. Венеция имела двух святых покровителей: Святого Теодора (Федора), греческого происхождения, который во времена основания Венецианской Республики олицетворял ее верность Византийской империи. Второй покровитель - Святой Марк Евангелист, чей прах был привезен в Венецию в 828 году двумя венецианскими купцами, которые спасли его от осквернения мусульманами в церкви, посвященной ему в Александрии Египетской, где евангелист испытал мученичество во времена Нерона. Святая реликвия была торжественно принята, и святой был провозглашен покровителем города. Около Дворца дожей, на двух гранитных колоннах, воздвигнутых в 1180 г., незадолго до описываемых событий, были установлены две статуи, одна представляла собой крылатого льва, олицетворявшего Св. Марка, а другая изображала Св. Теодора верхом на крокодиле. Где то между 874 и 1150 гг. была построена другая главная достопримечательность площади Св. Марка - колокольня высотой в 91 м. В 1902 г. эта колокольня рухнула, но была восстановлена.
     Собор Сан Марко в Венеции был главной церковью Венецианской республики и местом коронации дожей, а также храмом при Дворце. Среди памятников византийской архитектуры собор приравнивается по значению к собору Св. Софии в Константинополе. Первый храм на этом месте начали строить около 830 г.; он сгорел в 976 г. и был перестроен в 979 г. В середине XI в. началась обширная реконструкция, в ходе которой в 1073-1095 гг. старая трехнефная базилика с деревянной кровлей была преобразована в ныне существующую крестовокупольную постройку, сходную с церковью Св. Апостолов в Константинополе. В новом средокрестии и по концам рукавов креста были возведены массивные столбы, поддерживающие пять выложенных из кирпича куполов. Крупнейший из них, центральный, имеет 13 м в диаметре и поднимается над полом на высоту почти 30 м. Для аркад, разделяющих нефы, из Константинополя были вывезены роскошные мраморные и порфирные колонны. Стены облицованы редкими сортами мрамора, своды и купола целиком покрыты мозаиками, посвященными теме сотворения человека, его грехопадения и спасения. О немалых по тому времени размерах собора можно судить по сообщению Виллардуэна, о том, что в церкви для одобрения плана переправы крестоносцев, было собрано "по крайней мере десять тысяч" человек4.
     Необходимо сказать несколько слов ещё об одном сооружении, неупомянутом Виллардуэном, но имевшем первостепенное значение для осуществления планов, выработанных во Дворце дожей и утверждённых народом в соборе Св. Марка. Речь идёт об Арсенале, самой крупной государственной верфи Венеции. Именно на ней за один год был построен огромный флот, доставивший крестоносцев сначала к стенам Задара, а потом и Константинополя. От старого Арсенала, конечно, почти ничего не осталось. Но новый, а точнее новейший Арсенал (Arsenal Novissimo) и его главные ворота (Porta Magna) остались на том же месте, что и прежняя верфь. Во времена наивысшего могущества Венеции (начало XVI в.) в Арсенале трудилось 16 тыс. судостроителей, спускавших на воду один корабль каждый день.

     Согласно договору венецианцев с крестоносцами, первые должны были поставить достаточное количество кораблей, чтобы перевезти 4,5 тыс. коней и 9 тыс. оруженосцев, а также 4,5 тыс. рыцарей и 20 тыс. пеших воинов. Кроме этого венецианцы обязались подготовить "из любви к Богу" 50 вооружённых галер5. Одна из разновидностей венецианских кораблей называлась неф. Неф - это отнюдь не название какого-то определенного типа судов, скорее всего, так именовались все первые парусники. Неф был достаточно крупным судном с водоизмещением до 600 тонн. Нос и корма имели высокие многоярусные надстройки, где во время боя размещались арбалетчики. Каюты располагались на палубе уступами, выходящими за корму. Руля пока еще не было - его заменяли два коротких широких рулевых весла, для которых в корме вырубались специальные отверстия. Первые нефы были одномачтовыми. Впоследствии их стали оснащать двумя мачтами-однодеревками. На вершинах (топах) мачт были устроены марсы - защищённые площадки для наблюдателей и стрелков. Из изложения Виллардуэна нельзя понять, каким количеством мачт были оснащены венецианские нефы. Правда, сохранилось изображение XV в., посвящённое интересующим нас событиям, где нарисованы одномачтовые корабли. Нефы пестро раскрашивались и расцвечивались яркими флагами и вымпелами, о чём дважды свидетельствует Виллардуэн6.
     Особую разновидность судов представляли так называемые юиссье, корабли с просторными трюмами для перевозки лошадей. Венецианцы, очевидно, во многих случаях предпочитали в качестве боевых кораблей галеры. Во всяком случае, во время морского похода бывали случаи, когда крестоносцы уплывали вперёд на нефах, а венецианцы во главе с Дандоло догоняли их на своих галерах. На палубах кораблей в то время часто устанавливались метательные машины. Виллардуэн сообщает о более чем 300 метательных орудиях, перевозимых на нефах7.


Примечания:

1 VH 15
2 VH 18, 61
3 VH 25
4 VH Там же
5 VH 21, 23
6 VH 75, 132
7 VH 76


.: ВОСТОК :.

Обсудить материалы сайта можно:
В Liveinternet
На форуме Global Folio
В Контакте

   Rambler's Top100