_________________

المغرب
_________________

ВОСТОК-ЗАПАД: ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
(Крестовые походы глазами арабов и европейцев)

_________________

المشرق
_________________
ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ | ОБ АВТОРАХ | НОВОСТИ САЙТА | ГОСТЕВАЯ КНИГА

.: ЗАПАД :.

Рассылка Subscribe.Ru
Новости сайта



"ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ" ИБН АЛЬ-АСИРА

Версия для печати

Потом наступил год 4911 (9. 12. 1097 - 27. 11. 1098)
ثم دخلت سنة إحدى وتسعين وأربعمائة


  Об овладении франками города Антакия
ذكر ملك الفرنج مدينة أنطاكية
1

Рост государства франков, усиление его влияния, наступление на страны ислама и частичный их захват начались в 478 году (1085); франки, как уже было рассказано2, овладели городом Толедо и другими городами Андалузии3.

كان ابتداء ظهور دولة الفرنج واشتداد أمرهم وخروجهم إلى بلاد الإسلام واستيلائهم على بعضها سنة ثمان وسبعين وأربعمائة فملكوا مدينة طليطلة وغيرها من بلاد الأندلس وقد تقدم ذكر ذلك‏.‏

2

Затем в 484 (1091) году они направились на остров Сицилия и овладели им, о чём я также упоминал, проникли в пределы Африки, захватили там кое-какие области, ограбили их, и потом, как вы видели, расширили завоёванное.

ثم قصدوا سنة أربع وثمانين وأربعمائة جزيرة صقلية وملكوها وقد ذكرته أيضًا وتطرقوا إلى أطراف إفريقية فملكوا منها شيئًا وأخذ منهم ثم ملكوا غيره على ما تراه‏.‏

3

Когда наступил 490 (1097) год, они отправились в Сирию. Причиной этого похода стало то, что их князь Бардавил4 собрал множество франков, а он был в родстве с Роджером, тем франком, который владел Сицилией. Он отправил Роджеру послание, в котором писал ему: «Я собрал большое число [франков]. Я приду к тебе, оттуда пойду с тобой в Африку и после её завоевания буду твоим соседом».

فلما كان سنة تسعين وأربعمائة خرجوا إلى بلاد الشام وكان سبب خروجهم أن ملكهم بردويل جمع جمعًا كثيرًا من الفرنج وكان نسيب رجار الفرنجي الذي ملك صقلية فأرسل إلى رجار يقول له‏:‏ قد جمعت جمعًا كثيرًا وأنا واصل إليك وسائر من عندك إلى إفريقية أفتحها وأكون مجاورًا لك‏.‏

4

Роджер собрал своих товарищей и стал советоваться с ними об этом. «Клянёмся евангелием, – сказали они, – это очень хорошо и для нас и для них. Так все страны станут христианскими».

فجمع رجار أصحابه واستشارهم في ذلك وقالوا‏:‏ وحق الإنجيل هذا جيد لنا ولهم وتصبح البلاد بلاد النصرانية‏.‏

5

Тут Роджер поднял ногу, с шумом выпустил газы и сказал: «Клянусь моей верой, это лучше чем то, что вы говорите». «Как так?» – спросили они. Он ответил: «Если они придут, то мне придется заботиться об обеспечении и о кораблях, чтобы переправить в Африку их и мою армию. Если они завоюют эту страну, то она будет принадлежать им, и они будут всё получать с Сицилии, а я лишусь больших денег, которые получал каждый год от продажи продовольствия по высоким ценам. Если же они не добьются успеха, то вернутся к нам, и мы будем страдать от их присутствия. А Тамим5 скажет мне: «Ты обманул меня, ты нарушил договор со мной, ты разрываешь дружбу и связи между нами». Пусть Африка останется для нас; мы овладеем ею, когда найдём силы».

فرفع رجله وحبق حبقة عظيمة وقال‏:‏ وحق ديني هذه خير من كلامكم‏!‏ قالوا‏:‏ وكيف ذلك قال‏:‏ إذا وصلوا إلي أحتاج إلى كفلة كثيرة ومراكب تحملهم إلى إفريقية وعساكر من عندي أيضًا فإن فتحوا البلاد كانت لهم وصارت المؤونة لهم من صقلية وينقطع عني ما يصل من المال من ثمن الغلات كل سنة وإن لم يفلحوا رجعوا إلى بلادي وتأذيت بهم ويقول تميم غدرت بي ونقضت عهدي وتنقطع الوصلة والأسفار بيننا وبلاد إفريقية باقية لنا متى وجدنا قوة أخذناها‏.‏

6

Роджер позвал посла Бардавила и сказал ему: «Если вы решили вести священную войну с мусульманами, то самое лучшее – завоевать Святой Дом6. Вы вырвите его из их рук, и будет вам слава. Что же до Африки, то между мной и её народом имеются клятвы и договоры».

وأحضر رسوله وقال له‏:‏ إذا عزمتم على جهاد المسلمين فأفضل ذلك فتح بيت المقدس تخلصونه من أيديهم ويكون لكم الفخر وأما إفريقية فبيني وبين أهلها أيمان وعهود‏.‏

7

Так франки собрались и пришли в Сирию7. И вот что говорят: будто правители Египта из семьи Али8, видя силу и мощь государства сельджуков и то, что они завладели Сирией вплоть до Газы так, что между ними и Египтом не осталось никакой страны, которая бы могла им помешать, и учитывая, что Аксис9 уже вторгался в Египет и подвергал его блокаде, они испугались и отправили франкам послание и призвали их прийти в Сирию, завладеть ею и быть между ними и мусульманами. Но всё известно только Аллаху.

فتجهزوا وخرجوا إلى الشام وقيل‏:‏ إن أصحاب مصر من العلويين لما رأوا قوة الدولة السلجوقية وتمكنها واستيلاءها على بلاد الشام إلى غزة ولم يبق بينهم وبين مصر ولاية أخرى تمنعهم ودخول أقسيس إلى مصر وحصرها خافوا وأرسلوا إلى الفرنج يدعونهم إلى الخروج إلى الشام ليملكوه ويكونوا بينهم وبين المسلمين والله أعلم‏.‏

8

Прочитав это, франки решили идти в Сирию и направились к Константинополю, чтобы там переправиться через пролив в страны ислама. Они шли по суше, потому что так им было легче. Но когда они достигли Константинополя, император Рума не разрешил им пройти через свои земли. Он сказал: «Вы не сможете переправиться в страны ислама, пока не поклянётесь, что отдадите мне Антакию». Он хотел натравить франков на исламские страны, думая, что тюрки никого из них не оставят в живых, ибо он знал об их жестокости и об их завоеваниях.

فلما قرا عزم الفرنج على قصد بلاد الشام ساروا إلى القسطنطينية ليعبروا المجاز إلى بلاد المسلمين ويسيروا في البر فيكون أسهل عليهم فلما وصلوا إليها منعهم ملك الروم من الاجتياز ببلاده وقال‏:‏ لا أمكنكم من العبور إلى بلاد الإسلام حتى تحلفوا لي أنكم تسلمون إلي أنطاكية وكان قصده أن يحثهم على الخروج إلى بلاد الإسلام ظنًا منه أنهم أتراك لا يبقون منهم أحدًا لما رأى من صرامتهم وملكهم البلاد.

9

Франки согласились с этим требованием, переправились через залив у Константинополя в 490 году и пришли в земли Килидж Арслана ибн-Сулеймана ибн-Кутулмиша, правителя Коньи и прочее. И когда они пришли, Килидж Арслан встретил их со всей армией, преградив им путь. Они вступили с ним в бой и разбили в месяце раджаб (14.6 – 13.7.1097) того же 490 года10, дошли по его землям до страны Ибн аль-Армани11, вышли через неё к Антакии и осадили её.

فأجابوه إلى ذلك وعبروا الخليج عند القسطنطينية سنة تسعين واربغمائة ووصلوا إلى بلاد قلج أرسلان بن سليمان بن قتلمش وهو قونية وغيرها فلما وصلوا إليها لقيهم قلج أرسلان في جموعه ومنعهم فقاتلوه فهزموه في رجب سنة تسعين واربغمائة واجتازوا في بلاده إلى بلاد ابن الأرمني فسلكوها وخرجوا إلى أنطاكية فحصروها‏.‏

10

Когда правитель Антакии Баги-Сиян12 услышал о приближении франков, он стал бояться христиан, живших в городе. В один из дней он вывел для копания рвов одних мужчин-мусульман. На следующий день он вывел для той же работы только христиан без мусульман. Они трудились до вечера, но когда собрались вернуться в город, он запретил им это, сказав: «Антакия ваша, но оставьте её мне, пока я не увижу, что будет с нами и с франками». Они сказали ему: «Кто же защитит наших детей и жён?» Он ответил: «Я буду у них вместо вас». Они повернули и обосновались у франков. Те осаждали город девять месяцев. Баги-Сиян проявил беспримерное мужество, рассудительность, осторожность и решимость, и много франков погибло, а если бы их осталось так же много, как в начале похода, они бы заполонили все земли ислама. При этом Баги-Сиян заботился о семьях христиан, которых он выдворил из Антакии, и останавливал руки тех, кто посягал на них.

ولما سمع صاحبها باغي سيان بتوجههم إليها خاف من النصارى الذي بها فأخرج المسلمين من أهلها ليس معهم غيرهم وأمرهم بحفر الخندق ثم أخرج من الغد النصارى لعمل الخندق أيضًا ليس معهم مسلم فعملوا فيه إلى العصر فلما أرادوا دخول البلد منعهم وقال لهم‏:‏ أنطاكية لكم تهبونها لي حتى أنظر ما يكون منا ومن الفرنج فقالوا له‏:‏ من يحفظ أبناءنا ونساءنا فقال‏:‏ أنا أخلفكم فيهم فأمسكوا وأقاموا في عسكر الفرنج فحصروها تسعة أشهر وظهر من شجاعة باغي سيان وجودة رأيه وحزمه واحتياطه ما لم يشاهد من غيره فهلك أكثر الفرنج موتًا ولو بقوا على كثرتهم التي خرجوا فيها لطبقوا بلاد الإسلام وحفظ باغي سيان أهل نصارى أنطاكية الذين أخرجهم وكف الأيدي المتطرقة إليهم‏.‏

11

Когда осада Антакии франками затянулась, они связались с одним из хранителей башен, оружейником по имени Рузбих, и дали ему много денег и земли. Он руководил обороной одной башни, примыкавшей к долине и выстроенной над окном, которое на эту долину выходило. Когда всё было решено между франками и этим проклятым оружейником, они подошли к окну, открыли его, прошли и поднялись в большом числе по верёвкам. Когда их стало больше пятисот, они протрубили в рог. А было это ранним утром, люди были усталыми от долгого бдения и стражи. Баги-Сиян проснулся и спросил, что случилось. Ему сказали: «Это сигнал из крепости, нет сомнения, что она захвачена». Но это было не из крепости, а из той башни. Баги-Сияна охватил страх, он открыл ворота города и бежал в сопровождении тридцати гулямов13. Тут пришёл его заместитель по обороне города и спросил о нём. Ему сказали, что Баги-Сиян бежал, и тогда он покинул город через другие ворота. Это сильно помогло франкам: если бы он продержался один час, они бы погибли.

فلما طال مقام الفرنج على أنطاكية راسلوا أحد المستحفظين للأبراج وهو زراد يعرف بروزبه وبذلوا له مالًا وأقطاعًا وكان يتولى حفظ برج يلي الوادي وهومبني على شباك في الوادي فلما تقرر الأمر بينهم وبين هذا الملعون الزراد جاؤوا إلى الشباك ففتحوه ودخلوا منه وصعد جماعة كثيرة بالحبال فلما زادت عدتهم على خمسمائة ضربوا البوق وذلك عند السحر وقد تعب الناس من كثرة السهر والحراسة فاستيقظ باغي سيان فسأل عن الحال فقيل‏:‏ إن هذا البوق من القلعة ولا شك أنها قد ملكت ولم يكن من القلعة وإنما كان من ذلك البرج فدخله الرعب وفتح باب البلد وخرج هاربًا في ثلاثين غلامًا على وجهه فجاء نائبه في حفظ البلد فسأل عنه فقيل إنه هرب فخرج من باب آخر هاربًا وكان ذلك معونة للفرنج ولو ثبت ساعة لهلكوا‏.

12

После этого франки вошли в город через ворота и подвергли его грабежу, убивая мусульман. Случилось это в первой джумаде (6.4 – 5.5.1098)14.

ثم إن الفرنج دخلوا البلد من الباب ونهبوه وقتلوا من فيه من المسلمين وذلك في جمادى الأولى‏.‏

13

Что же касается Баги-Сияна, то с наступлением дня к нему вернулся разум, а до этого он был как бы безумен. Придя в себя, он сообразил, что проскакал несколько фарсахов15, и спросил у тех, что были с ним: «Где я?». И они ответили: «В четырёх фарсахах от Антакии». Он стал сожалеть о том, что спасал свою жизнь, а не сражался до тех пор, пока бы не вытеснил врагов из города (или же был убит ими). Он начал сокрушаться, думая о том, что оставил свою семью, детей и мусульман. Его горе было столь велико, что он свалился с коня без чувств. Когда он упал на землю, спутники хотели усадить его в седло, но он не мог держаться, его смерть была близка. Они оставили его и уехали. Мимо проходил один армянин, дровосек. Он убил умиравшего, отрубил ему голову и отнес её франкам в Антакию. Франки написали правителю Дамаска: «Нам не нужны страны кроме тех, что были раньше в руках Рума, мы не требуем ничего кроме них». Но это было хитростью и обманом, чтобы мусульмане не пришли на помощь Антакии.

وأما باغي سيان فإنه لما طلع عليه النهار رجع إليه عقله وكان كالولهان فرأى نفسه وقد قطع عدة فراسخ فقال لمن معه‏:‏ أين أنا فقيل‏:‏ على أربعة فراسخ من أنطاكية فندم كيف خلص سالمًا ولم يقاتل حتى يزيلهم عن البلد أو يقتل وجعل يتلهف ويسترجع على ترك أهله وأولاده والمسلمين فلشدة ما لحقه سقط عن فرسه مغشيًا عليه فلما سقط إلى الأرض أراد أصحابه أن يركبوه فلم يكن فيه مسكة قد قارب الموت فتركوه وساروا عنه واجتاز به إنسان أرمني كان يقطع الحطب وهو باخر رمق فقتله واحذ راسه وحمله الى الفرنخ بانطاكية وكان الفرنج قد كاتبوا صاحب دمشق بأننا لا نقصد غير البلاد التي كانت بيد الروم لا نطلب سواها مكرًا منهم وخديعة حتى لا يساعدوا صاحب أنطاكية‏.

«Всеобщая история», Т. 9. С.14-15.
  О походе мусульман против франков и о том, что с ними стало
ذكر مسير المسلمين إلى الفرنج وما كان منهم
14

Когда Кивам ад-Даула16 Карбуга17 узнал о вторжении франков и о захвате ими Антакии, он собрал войска, пошёл с ними в Сирию и остановился лагерем в местности Мардж-Дабик18. К нему присоединились тюркские и арабские отряды из Сирии кроме Халяба19. Пришли также Дукак ибн-Татуш20, атабек Тогтекин, Джанах ад-Даула21, правитель Химса22, Арслан-Таш, правитель Синджара, Сокман ибн-Орток и другие высокие эмиры.

لما سمع قوام الدولة كربوقا بحال الفرنج وملكهم أنطاكية جمع العساكر وسار إلى الشام وأقام بمرج دابق واجتمعت معه عساكر الشام تركها وعربها سوى من كان بحلب فاجتمع معه دقاق بن تتش وطغتكين أتابك وجناح الدولة صاحب حمص وأرسلان تاش صاحب سنجار وسليمان بن أرتق وغيرهم من الأمراء ممن ليس مثلهم‏.‏

15

Услышав об этом, франки были сильно озабочены и напуганы возникшей опасностью ввиду своей слабости и недостатка продовольствия. Мусульмане подошли к Антакии и начали её осаду, но Карбуга испортил отношения с теми мусульманами, что были с ним, и вызвал раздражение эмиров своей заносчивостью, полагая, что они должны подчиняться ему в этом деле. Они же, разозлённые этим, затаили в своих душах намерение изменить ему во время сражения, а до той поры решили оставаться покорными.

فلما سمعت الفرنج عظمت المصيبة عليهم وخافوا لما هم فيه من الوهن وقلة الأقوات عندهم وسار المسلمون فنازلوهم على أنطاكية وأساء كربوقا السيرة فيمن معه من المسلمين وأغضب الأمراء وتكبر عليهم ظنًا منه أنهم يقيمون معه على هذه الحال فأغضبهم ذلك وأضمروا له في أنفسهم الغدر إذا كان قتال وعزموا على إسلامه عند المصدوقة‏.‏

16

Франки после взятия Антакии находились в ней двенадцать дней. Им уже нечего было есть; богатые поедали коней и вьючных животных, а бедные – мертвечину и листья деревьев. Видя это, они направили посланников к Карбуге, прося его пощадить их и выпустить из города. Но он отказался выполнить их просьбу, сказав: «Вы будете изгнаны только мечом».

وأقام الفرنج بأنطاكية بعد أن ملكوها اثني عشر يومًا لي لهم ما يأكلونه وتقوت الأقوياء بدوابهم والضعفاء بالميتة وورق الشجر فلما رأوا ذلك أرسلوا إلى كربوقا يطلبون منه الأمان ليخرجوا من البلد فلم يعطهم ما طلبوا وقال‏:‏ لا تخرجون إلا بالسيف‏.‏

17

Из франкских князей в городе находились Бардавил, Сен-Жиль, Кондфри23, граф и правитель Рухи24, и Бимонд25, правитель Антакии, бывший у них главным.

وكان معهم من الملوك بردويل وصنجيل وكندفري والقمص صاحب الرها وبيمنت صاحب أنطاكية وهو المقدم عليهم‏.

18

Но был среди них один монах, которого они слушались и который был самым хитрым. Он сказал им: «Копьё, которым был поражён мессия, да будет мир ему, закопано в церкви, большом здании в Антакии. Если вы найдёте его, то победите, а если не найдёте, то гибель неизбежна».

وكان معهم راهب مطاع فيهم وكان داهية من الرجال فقال لهم‏:‏ إن المسيح عليه السلام كان له حربة مدفونة بالقسيان الذي بأنطاكية وهو بناء عظيم فإن وجدتموها فإنكم تظفرون وإن لم تجدوها فالهلاك متحقق‏.‏

19

Перед этим монах закопал копьё внутри здания и замёл все следы. Он велел всем поститься и каяться три дня, а на четвёртый день привёл их в указанное место; среди них были простые воины и рабочие. Они копали во всех углах и нашли копьё, как он предсказал. Он сказал им: «Радуйтесь победе!» И на пятый день они стали выходить из ворот группами по пять-шесть человек. Тогда мусульмане сказали Карбуге: «Нужно встать у ворот и убивать всех выходящих; поскольку они разобщены, это будет легко сделать». Но он сказал: «Не делайте этого! Подождём, когда они выйдут все, а потом перебьём».

وكان قد دفن قبل ذلك حربة في مكان فيه وعفى أثرها وأمرهم بالصوم والتوبة ففعلوا ذلك ثلاثة أيام فلما كان اليوم الرابع أدخلهم الموضع جميعهم ومعهم عامتهم والصناع منهم وحفروا في جميع الأماكن فوجدوها كما ذكر فقال لهم‏:‏ أبشروا بالظفر فخرجوا في اليوم الخامس من الباب متفرقين من خمسة وستة ونحو ذلك فقال المسلمون لكربوقا‏:‏ ينبغي أن تقف على الباب فتقتل كل من يخرج فإن أمرهم الآن وهم متفرقون سهل‏.‏ فقال‏:‏ لا تفعلوا‏!‏ أمهلوهم حتى يتكامل خروجهم فنقتلهم

20

Он не пустил в бой самых ретивых, а когда несколько мусульман всё же начали биться с выходившими, он отправился лично, чтобы помешать им и запретить сражаться.

ولم يمكن من معاجلتهم فقتل قوم من المسلمين جماعة من الخارجين فجاء إليهم هو بنفسه ومنعهم ونهاهم‏.‏

21

И когда выход франков закончился, и никого из них в Антакии не осталось, они выстроились в грозный боевой строй, а мусульмане обратились в бегство, ибо, во-первых, Карбуга относился к ним с презрением и пренебрежением и, во-вторых, помешал им сразиться с франками. Их поражение было полным: ни один из мусульман не ударил мечом, не метнул копьё и не выпустил стрелу. Последними из бежавших были Сокман ибн-Орток и Джанах ад-Даула, поскольку они стояли в засаде; с ними бежал и Карбуга.

فلما تكامل خروج الفرنج ولم يبق بأنطاكية أحد منهم ضربوا مصافًا عظيمًا فولى المسلمون منهزمين لما عاملهم كربوقا أولًا من الاستهانة بهم والإعراض عنهم وثانيًا من منعهم عن قتل الفرنج وتمت الهزيمة عليهم ولم يضرب أحد منهم بسيف ولا طعن برمح ولا رمى بسهم وآخر من انهزم سقمان بن أرتق وجناح الدولة لأنهما كانا في الكمين وانهزم كربوقا معهم‏.‏

22

Когда франки увидели это [бегство], они подумали, что это хитрость, ибо не было никакого сражения, в котором бы противник был разбит, и побоялись преследовать их. На месте остался только отряд моджахедов, которые сражались ради обретения славы мучеников ислама. Множество их было убито. Франки захватили всё, что было в войске из продовольствия, ценностей и снаряжения, а также вьючных животных и оружие. Теперь их положение улучшилось, и к ним вернулась их сила.

فلما رأى الفرنج ذلك ظنوه مكيدة إذ لم يجر قتال ينهزم منهم وخافوا أن يتبعوهم وثبت جماعة من المجاهدين وقاتلوا حسبة وطلبًا للشهادة فقتل منهم ألوفًا وغنموا ما في العسكر من الأقوات والأموال والأثاث والدواب والأسلحة فصلحت حالهم وعادت إليهم قوتهم‏.

«Всеобщая история», Т. 9. С.15-16.
  О захвате франками Мааррат ан-Нуман
ذكر ملك الفرنج معرة النعمان
23

После того, что учинили франки с мусульманами [в Антиохии], они пошли к Мааррат ан-Нуман, окружили и осадили её. Жители города сражались с ними ожесточённо. Франки увидели с их стороны силу и понесли урон, встретили упорство в войне и самоотверженность в сражении. Франки сделали башню из дерева высотой с городскую стену, на ней шёл бой, но потери мусульман были невелики. Однако ночью некоторые мусульмане испытали страх, почувствовали неизбежность поражения и впали в смятение. Они вообразили, что смогут уцелеть, укрепившись в нескольких больших домах. Они спустились со стены и оставили то место, которое охраняли. Их увидели другие и поступили так же, и их участок обороны также опустел.

لما فعل الفرنج بالمسلمين ما فعلوا ساروا إلى معرة النعمان فنازلوها وحصروها وقاتلهم أهلها قتالًا شديدًا ورأى الفرنج منهم شدة ونكاية ولقوا منهم الجد في حربهم والاجتهاد في قتالهم فعملوا عند ذلك برجًا من خشب يوازي سور المدينة ووقع القتال عليه فلم يضر المسلمين ذلك فلما كان الليل خاف قوم من المسلمين وتداخلهم الفشل والهلع وظنوا أنهم إذا تحصنوا ببعض الدور الكبار امتنعوا بها فنزلوا من السور وأخلوا الموضع الذي كانوا يحفظونه فرآهم طائفة أخرى ففعلوا كفعلهم فخلا مكانهم أيضًا من السور‏.‏

24

Одна группа следовала за другой до тех пор, пока вся стена не была оставлена. Тогда франки поднялись на неё по лестницам, а мусульмане растерялись и побежали в свои дома. Франки предали город мечу и за три дня убили более 100 тысяч26 и захватили множество пленных. Они овладели городом и оставались в нём 40 дней.

ولم تزل تتبع طائفة منهم التي تليها في النزول حتى خلا السور فصعد الفرنج إليه على السلاليم فلما علوه تحير المسلمون ودخلوا دورهم فوضع الفرنج فيهم السيف ثلاثة أيام فقتلوا ما يزيد على مائة ألف وسبوا السبي الكثير وملكوه وأقاموا السيف أربعين يومًا‏.

25

Потом они направились к Арке27 и осаждали её четыре месяца. Они пробили стену в нескольких местах, но не смогли взять город. Мункыз, правитель Шайзара, вступил с ними в переговоры и заключил мир. Они пошли к Химсу и осадили его, но правитель города Джанах ад-Даула договорился с ними о мире. Они отправились по дороге через Ан-Навакир28 к Акке29, но не смогли овладеть ею.

وساروا إلى عرقة فحصروها أربعة أشهر ونقبوا سورها عدة نقوب فلم يقدروا عليها وراسلهم منقذ صاحب شيزر فصالحهم عليها وساروا إلى حمص وحصروها فصالحهم صاحبها جناح الدولة وخرجوا على طريق النواقير إلى عكا فلم يقدروا عليها‏.‏

«Всеобщая история», Т. 9. С.16.
  О прочих событиях
ذكرعدة حوادث
26

В том же году калиф30 направил султану Баркияруку посла, призывавшего его к войне с франками и обращавшего его внимание на величие подобного деяния и необходимость его осуществления до того, как возрастёт мощь франков.

وفيها أرسل الخليفة رسولًا إلى السلطان بركيارق مستنفرًا على الفرنج ومبالغًا في تعظيم الأمر وتداركه قبل أن يزداد قوة‏.

«Всеобщая история», Т. 9. С.17.

Примечания:

1 Летоисчисление ведётся по годам хиджры
2 Перевод представляет собой выборку тех событий, которые имеют прямое отношение к франкским войнам. Поэтому в тексте будут часто встречаться замечания автора типа «как уже было рассказано», «о чём я уже упоминал» и т.п.
3 Испания
4 Балдуин (Бодуэн)
5 Мусульманский князь Туниса
6 Иерусалим
7 В арабских источниках Сирия называется Шама, а Египет – Мисра.
8 Т.е. шииты
9 Аксис или Атсиз – тюркский эмир, захвативший за два десятилетия до описываемых событий Палестину и предпринявший неудачную попытку завоевать Египет.
10 Битва при Дорилее состоялась 1 июля 1097
11 Малая Армения
12 В «Истории Дамаска» Ибн аль-Каланиси правитель Антиохии зовётся Яги-Сиян. Написание букв «я» и «б» в арабском языке отличается одной точкой, соответственно ياغي и باغي . Поскольку Ибн аль-Асир писал свой труд значительно позже, считается, что имя правителя было Яги-Сиян, а различие произошло из-за ошибки переписчиков. Тем не менее, в опубликованных печатных изданиях «Всеобщей истории» сохранено написание «Баги-Сиян».
13 Слово «гулям» (юноша, слуга) обозначало на арабском Востоке особую категорию молодых воинов-рабов, не имевших права обзаводиться семьёй, и составлявших отряды личной стражи, а нередко и целые военные подразделения.
14 В данном случае имеется серьёзное расхождение в дате взятия Антиохии, которое по латинским источникам произошло 3 июня 1098 года. Ибн аль-Каланиси, сведениями которого пользовался Ибн аль-Асир, указывает между тем более точную дату – начало месяца раджаб (1 раджаб – 4.6.1098), но перед этим пишет, что известия о возможном заговоре появились в конце первой джумады этого года (конец апреля 1098), что очевидно и стало источником недоразумения.
15 Фарсах (от арабского «фарас» فرس – лошадь) – довольно своеобразная единица измерения расстояния, т.к. являлась мерой не длины, а усилий, которые конь должен был затратить для достижения цели. Высчитано, что в условиях пересечённой местности его примерная длина составляла 5,5 км, а в условиях равнины – до 10 км.
16 Кивам ад-Даула - досл. "опора государства".
17 Правитель Мосула
18 Мардж-Дабик – местность около Алеппо.
19 Алеппо
20 Князь Дамаска
21 Джанах ад-Даула - досл. "крыло государства".
22 Хомс
23 Годфруа
24 Эдесса
25 Боэмонд
26 Количество жертв в данном случае сильно преувеличено.
27 Арка - античный город к северо-востоку от Триполи.
28 Ан-Навакир (букв. «продолбленные») – проход в горах между Аккой и Суром, выкопанный, согласно преданию, армией Александра Македонского.
29 Акка - античная Акра, нынешний город Акко.
30 Калиф Багдада Мустазхир Биллях


Назад | Содержание | Вперёд


.: ВОСТОК :.

Обсудить материалы сайта можно:
В Liveinternet
На форуме Global Folio
В Контакте

   Rambler's Top100